Целым овладевают по частям

Успех в спорте зависит от активности спортсменов.Победы находят только того, кто работает понимая  необходимость тяжелых нагрузок а не любителя подвигаться. У каждого человека двигательная активность разная, но достижение высокого спортивного результата возможно только при выполнении    запланированных тренировочных нагрузок. Между тем первоначально спортсмены и, к сожалению, некоторые тренеры стремятся проделать работу как можно большего объема, чтобы быстрее добить­ся желаемого результата, согласны до изнеможения работать, вместо то­го, чтобы подумать, как работать. И только разумное партнерство ТРЕНЕР — ИГРОК может принести УСПЕХ в совместной деятельности..

bb

Спортсмен должен точно представлять смысл каждого упражнения и его практическую необходимость. Тренеру  необходимо помочь воспитаннику в формировании «мостов понимания» между конкретными упражнениями и целостным движением или деятельностью, в которой ему придется участвовать.  Отсутствие этого процесса нередко делает тренировку менее эффективной и влияет на активность спортсмена. Опытные профессионалы тренируются с большим желанием, если они участвуют в планировании тренировок, подборе упражнений и принимают свою долю ответственности за конечный результат.                                                                                                                                                                Думающие молодые спортсмены и более опытные часто делают полезные поправки и замечания тренеру относительно модификации отдельных упражнений, планирования тренировок и соединения отдельных частей тренировочного процесса в единое целое. Многие спортсмены знают значительно больше, чем порой кажется тренеру, о своих индивидуальных особенностях, двигательных способностях и физических качествах. Внимательное отношение к предложениям спортсмена может нередко способствовать более продуктивным тренировкам и скорейшему освоению упражнения благодаря активности и полной самоотдаче спортсмена.

Но одним из факторов, снижающих активность спортсменов на тренировке, являются допускаемые   ошибки при постановке задачи.  Вот что показали научные исследования того, что влияет на эффективность работы на  тренировках.

— концентрация на правильности выполнении  упражнений, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.

— задача, которая ставится перед воспитанниками тренером, является значимой для него, а не для спортсменов.

— тренер ставит неконкретную задачу.

— тренер использует непривлекательные для игроков упражнения.

— тренер ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одной-двух тренировок. В этом случае у спортсменов создается впечатление, что затрачиваемые ими усилия напрасны.

bb

Большое влияние на активность спортсменов на тренировочных занятиях оказывает их удовлетворенность тренировками. Она может рассматриваться в нескольких аспектах: удовлетворенность условиями и содержанием тренировок, взаимоотношениями с товарищами и тренером, успехами обучения. Чем более зрелый в социальном и спортивном отношении спортсмен, тем дифференцированее дается им оценка удовлетворенности по этим параметрам, причем главной становится удовлетворенность спортивными результатами и взаимоотношениями с тренером.   Общая удовлетворенность повышает активность спортсменов на тренировках. Но удовлетворенность достигнутым, сохраняющаяся длительное время, может привести к благодушию, самоуспокоенности спортсмена и к снижению его мотивации. Активность должна быть организованной тренером, то есть ограниченной рамками запланированного материала.  Только тогда спортсмены получают удовлетворение от двигательной деятельности. Кроме того, они более терпеливы и могут дольше работать на фоне усталости.

Упражнения с большим числом повторений  позволяют спортсменам реализовать свою высокую потребность в двигательной активности, что важно при освоении, закреплении и отработки новых игровых навыков.  Для этого при выполнении упражнений, тренеру нужно не объявлять число повторений, одинаковое для всех, а отсчитывать интервалы времени (вести счет, например до десяти), в течение которого каждый спорт­смен будет выполнять упражнение в том темпе, который соответствует его возможностям, его активности. Особое внимание стоит уделить самоконтролю за выполнением задания.

bb

У спортсменов с разными психологиче­скими особенностями, например темпераментом ( холерик и флегматик принимают информацию абсолютно по разному!!) , имеются существенные различия в процессе формирова­ния новых навыков.Первоначальное запоминание лучше осуще­ствляется спортсменами с инертностью нервных процессов. Однако не только память на движения определяет формирование двигательных умений. Перера­ботка информации, использование ее в процессе выполнения движений тоже иг­рают существенную роль, а они связаны с подвижностью и лабильностью нерв­ной системы. Спортсмены с инертностью нервных процессов лучше усваивают небольшой объем движений в стандартных условиях с малой вариативностью. Переход к ос­воению ими нового в работе целесообразно осуществлять только после прочного . своения предыдущего материала. Спортсмены с подвижностью нервных про­цессов лучше усваивают разнообразные действия с последующим их совершенст­вованием.Поэтому темпы обучения на начальном этапе выше у лиц с подвиж­ностью нервных процессов (и это часто принимается тренерами за наличие у них больших способностей, чем у инертных). Однако затем инертные догоняют под­вижных и качество навыка становится у тех и других одинаковым (см.: Гонча­ров В. И. Роль типологических особенностей нервной системы в запоминании и сохранении образа физических упражнений // Психофизиологические особен­ности учебной и спортивной деятельности. Л., 1984).  Это может ввести в заблуждение тренера при первом знакомстве со спортсменом, особенно в тех случаях, когда спортсмен знает, что его «просматривают». Спортсмен, особенно со слабой нервной системой, становится психически закрепощенным и не показывает всего, на что способен.

bb

В организации тренировочного процесса и соревнования тренерам целесообразно учитывать, например, эффективность деятельности спортсмена в роли начинающего и догоняющего. Лица со слабой нервной системой более эффективны в роли начинающих, то есть когда они выступают первыми. Лица с сильной нервной системой более эффективны в роли догоняющих, когда они выступают после соперни­ка и знают уже его результат. Такие же соотношения имеются между лицами с подвижностью и инертностью нервных процессов. Следовательно, в зависимо­сти от того, как складывается во время игры ситуация, и тактических задач тренер может варьировать составом, делая ставку на наиболее эффективных на дан­ном отрезке игры спортсменов.

Спортсмены со слабой нервной системой лучше выступают на соревнованиях, степень значимости которых не столь велика. В ситуации большого напряжения (при большой ответственности за исход матча, старта) их результаты ухудшаются. В то же время спортсмены с сильной нервной системой выступают тем лучше, чем труднее и значимее соревнование. На легкие или малозначащие игры они мобилизуются плохо.

Поэтому для спортсменов со слабой нервной системой выгоднее принижать значимость соревнования и не требовать от них сверхусилий для достижения индивидуальных или групповых целей. Спортсменов же с сильной нервной системой в ряде случаев необходимо дополнительно стимулировать перед «легкими» соревнованиями, найти для них в этих соревнованиях дополнительный личный смысл.

bb

Каждый из нас знает, что главный труд любого спортсмена – будь то игровые, индивидуальные, технические или интеллектуальные виды соперничества – это работа над собой. Каждодневная тренировка и выступление на соревнованиях – две основные ипостаси труда спортсмена, которые составляют базовую платформу для достижения успеха.Всё это достигается в ходе постоянного физического и психологического совершенствования, в игровой практике, при применении специальных упражнений, тренажёров и приспособлений – то есть в тренировочном процессе, который составляет 90-95% труда спортсмена.

Ключ к успеху должен подходить к моторчику в заднице.

Оставьте комментарий