Один обдуманный шаг… освобождает от множества пустых пробежек…

Как и обещал, хочу поделиться  наработками , которые я использовал, приняв команду Котвица Колобжег.  Еще раз напомню, этот клуб была в сложном положении: длинная серия поражений и последнее место в турнирной таблице. Анализ игр показал, что главная проблема – это игра в защите, практически проходной двор и отсутствие чувства противника при  борьбе на своем щите и это при том, что, в среднем, команда забивала больше 80 очков за игру..

qq

Все начинается от обороны. Пропустив мяч в свою корзину, тяжело рассчитывать на игру быстрым прорывом или транзитным нападением. А именно этот способ наиболее эффективен. С другой стороны, поражая кольцо противника, у тебя появляется возможность организовать защиту и не позволить сопернику забивать легкие мячи. Именно поэтому, мое внимание  на первом этапе тренировочного процесса  было сконцентрировано на индивидуальной защите и транзитном нападении. Самым серьезным соперником в этот период, было время, которого катастрофически не хватало …

Принимая  во внимание  то, что психологически, игроки были уставшими от поражений и нахождению друг с другом, тренировки нельзя было делать длинными и монотонными.  Хотя, упражнения в обороне, например, как раз и являются таковыми..  Вся работа над защитными навыками основана на  наработках  рефлексов и это подразумевает повторяемость движений с определенной нагрузкой. Большинство игроков  избегали  жесткого контакта и необходимо было держать под персональным  контролем каждого, во время выполнения всех упражнений. qq

В атаке, было много движений, которые были не эффективными по разным причинам ( заслоны – без заслонов, проходы – без нацеленности на кольцо, броски с не подготовленных позиций и т.п.). Хотя, возможности игроков были гораздо шире, чем  они показывали это на играх.                                                 Мы начали работу над нападением с  концентрации на индивидуальных действиях и персональной ответственности за каждое действие. Разнообразие было жестко ограниченно. Например: выбираешь проход – заканчивай броском, при двоечке смена — мяч большому под кольцо, неравноценная смена на периметре: игрок периметра  с мячом — игра 1х1, при заслоне игроку с мячом, если его защитник идет низом – готовь бросок и т.п.. Об этом знает вся пятерка на площадке и каждый выполняет свои обязанности — страховать быстрый прорыв соперника или бороться за подбор на щите. А атакующий, концентрируется только на исполнении своего маневра.

qq

Пришлось во время тренировок, продуктивно использовать каждую часть занятия. Например, при разминке отрабатывались  схемы транзитного нападения с элементами целенаправленной  атаки при определенном движении мяча. Что позволило совершенствовать навыки спейсинга, тайминга и т.п. для всей пятерки игроков. А во время второй части растяжки в движении,  включать необходимые индивидуальные упражнения на работу в защите, в различных формах и с различным заданием.

Конечно, пришлось выделить специальный тренировочный блок (обычно после разминки), который позволил  поработать над  элементами обороны и нападения в группах, оттачивая взаимодействие между игроками разных формаций.

Когда было особенно тяжело, ребята, почти всегда, хотели вернуться в свою зону комфорта, что тоже было проблемой. После каждой тренировки (во время растяжки) я устраивал 5-7 мин. обсуждения работы на занятии. Старался научить их быть честным перед собой и перед партнером по команде. Не все хотели обсуждать это в группе, поэтому много было индивидуальных бесед,что позволили нам лучше узнать друг друга (я хорошо знаю польский и английский и для меня было важно чтобы все понимали мои требования) .

Но самое важное было —  поддерживание интереса к упражнению, концентрации и элементов соперничества. Для лучшей усвояемости ,информация подавалась в нескольких формах:

1 Объяснение

2 Схематическая визуализация задания на таблице или бумаге флипчарта в процессе объяснения  упражнения

3 Видео материалы других команд , выполняющих правильно разучиванные элементов.

4 Повторение материала в медленном режиме и объяснении вариантов решения задач.

Это позволило избежать повторения ошибок и солидней усвоить теоретический материал.

Для игроков, на этом этапе, мы готовили только не больше 2 вариантов продолжения комбинаций в нападении. В защите –  главное правило : не проиграть 1х1, и смена при заслонах и других взаимодействиях. Особое внимание уделяли работе на подборах (на своем щите и кольце соперника), и достаточно быстро этот элемент перестал быть проблемным.                                                                              Мы солидно поработали над тактикой. Старались  максимально учитывать сильные стороны наших игроков и использовать собранные данные  о соперниках. В общем и целом игроки стали более командными и последовательными. Начали работать наши игровые заготовки. Конечно, не хватало  концентрации на все 40 минут, но все увидели, что не зря столько пота пролито на тренировках.

 

Первый эффект был достигнут (правда не стабильный) после 3 недель тяжелой работы. Я благодарен упорности и терпению моих игроков. И  эффекты нашей работы доставили удовлетворение всем нам. Что, собственно, позволило сделать следующий шаг вперед.

 

Эмоции не дают нам выйти из зоны комфорта, но, если вы хотите стать лучше, придется постоянно переступать через себя и покидать ее.

 

Оставьте комментарий